Русский Лад

Я люблю тебя русский язык!

 

 

«Какой красивый русский язык –

 

все преимущества немецкого

 

без его ужасной грубости!»

 

Ф. Энгельс

 

Как видите, немецкий основоположник марксизма с восхищением отзывался о нашем родном языке, а вот многие наши «природные русаки» стыдятся своего языка и с упорством, достойным лучшего применения, засоряют его иноязычными словами. Даже телеканал «Красная линия» на официальном сайте КПРФ - партии, которая на одном из пленумов своего ЦК заявила о защите русской культуры, не удержался от этой заразы, ежедневно транслируя «Бренды Советской эпохи». Слово «бренд» в своём первоначальном значении - торговая марка, но на русском языке его аналогом является и слово «ОБРАЗ». И чем плохо слово «образ». И это не единственный пример.

К счастью, в нашей стране есть много людей, которые с любовью бережливо относятся к родному языку. Недавно Красноярское региональное отделение ВСД «Русский Лад» собрало таких неравнодушных людей в Государственной универсальной научной библиотеке и провело «круглый стол» по теме «Мой любимый русский язык». В его работе приняли участие преподаватели Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева доктор филологических наук, профессор Л.Г Самотик, кандидаты филологических наук Г.Г. Белоусова и Е.С. Бойко, члены Союза писателей России А.И. Щербаков, Н.В. Подгурский и В.В. Чариков, поэты В.П. Пырх, Н.С. Носкова, Г.П. Рукосуева и С.Б. Малютин, заместитель директора краеведческого музея Л.Л. Карнаухова, активисты «Русского Лада», представители общественности. Вёл «круглый стол» член Координационного Совета ВСД «Русский Лад», руководитель его регионального отделения В.С. Бедарев. 

rulad-krugly-stol-2015-08-27-001-1200

В начале работы участники «круглого стола» просмотрели отрывок видеофильма «Таланты Сибири» об отчётном концерте красноярцев в рамках Всероссийского творческого фестиваля-конкурса «Русский Лад» - 2015. Затем В.С. Бедарев вручил дипломы лауреатам данного фестиваля-конкурса: А.И. Щербакову, занявшему первое место в номинации «поэзия» и третье место – «проза», Т.М. Курбатову – третье место – «песни советских и русских композиторов», Н.В. Попову – второе место – «авторская песня», И.Ж. Трошеву – третье место – «живопись» и И.С. Бортникову - второе место – «публицистика». Медаль ЦК КПРФ «200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова» была вручена активно сотрудничающей с «Русским Ладом» Е.С. Бойко, почётной грамотой регионального отделения ВСД «Русский Лад» награждён В.П. Пырх. 

В кратком вступительном слове В.С. Бедарев поблагодарил всех откликнувшихся на приглашение принять участие в работе «круглого стола» и выразил серьёзную обеспокоенность современным состоянием русского языка, его засорением иноязычными словами и ненормативной лексикой. Он также попросил присутствующих высказать предложения как нам защитить и сохранить чистоту русского языка. 

rulad-krugly-stol-2015-08-27-003-1200

Первым взял слово И.С. Бортников – первый заместитель председателя правления регионального отделения «Русский Лад», своё выступление он назвал «Язык – сокровище народа», в котором осветил катастрофическое положение русского языка, сброшенного власть предержащими на колониальный уровень. Оно полностью опубликовано в «Красноярской газете» и в Интернете на сайтах http://forum-ruslad.ru и kprfkrsk.ru. 

Затем слово взяла  Л.Г. Самотик – доктор филологических наук. Она отметила, что тема разговора очень приятна и прекрасно, что борьба за чистоту русского языка продолжается не только лингвистами, но и общественностью. Чистота языка – это очень важное качество и её надо беречь, особенно в Сибири, где литературная речь не противоречит народному языку. Она обратила внимание присутствующих на то, что в этом году исполняется 100 лет, когда была создана первая карта русских диалектов, но в неё не вошла Сибирь. В Сибири русские землепроходцы, разбросанные на её огромной территории, оторванные друг от друга на громадные расстояния, окружённые разными коренными народами смогли сохранить и свою духовную, и материальную культуру, и общую русскую письменность. А вот разговорная речь испытала на себе влияние языков окружающих разноязычных народов. Но это лишь обогатило её и украсило. 

rulad-krugly-stol-2015-08-27-008-1200 1

Г.Г. Белоусова, много лет занимающаяся изучением старожильческих ангарских диалектов, начала свой выступление чтением стихотворения А.Ф. Карнаухова, проживавшего в селе Кежма. Оно посвящено языку ангарских старожилов, «языку-зверю», по его мнению, «неповторимому, мудрому, сочному, многоцветному, простому языку». Да и как не восторгаться этим языком, если «поговорки и пословицы составляют половину словаря» кежмаря – ангарца. Слушаешь их говор и кажется будто устами пьёшь живую родниковую воду. Затем Галина Григорьевна привела несколько колоритных, только ангарцам, присущих слов и дала им русское толкование. 

Она также обратила внимание, что в языке русских старожилов на Ангаре преобладают слова о работе, о труде. Да чтобы выжить в суровых условиях приходилось постоянно трудиться, отдых был зимой, да и то собирались девки и молодицы на вечёрку, но кто с шитьём, кто с пряжей, а летом игрища дозволялись лишь по праздникам. Потому-то и народ был здоровый, мужики пьяными не валялись. А закончила она своё выступление чтенеем небольшого отрывка из книги В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой». 

«За что с юных лет слово русское наше// Люблю я до боли сердечной?» вопрошает в своём стихотворении «Русское слово» А.И Щербаков. И отвечает: «Оно – и молитва, и клятва, и песня// В устах наших грешных и душах». Это одно из его стихотворений, за которое ему присуждено первое место во Всероссийском творческом фестивале - конкурсе «Русский Лад» -2015. Примечательно, что в номинации «проза» первое место присуждено московскому прозаику В. Крупину. А третье место в этой номинации заняла  многолетняя участница литературных гостиных красноярская ученица 8 класса школы №91 Настя Крылова. Литературный дар не покидает красноярцев, заметил А.И.Щербаков. Этот фестиваль-конкурс отметил он, стал большим праздником русской культуры. В Москве его лауреатам дипломы вручал Г.А. Зюганов – руководитель единственной в России политической партии, которая на деле борется за сохранение и развитие русской культуры. 

rulad-krugly-stol-2015-08-27-006-1200

Затем Александр Илларионович посетовал, что мы недооцениваем язык, как важное средство политической борьбы. Наши политики, как правило, говорят излишне политизировано, не по-русски, а надо говорить на народном языке. КПСС потому и потерпела поражение, что её лидеры и аппаратчики говорили на непонятном народу языке, перепевая на разные лады, набившие оскомину, штампы. Он привел пример генерала А.И. Лебедя, который использовал нестандартную политическую речь, смог выиграть губернаторское кресло у учёного-экономиста В. Зубова. 

Он вспомнил нашего земляка, известного русского художника В.И. Сурикова. По мнению А.И. Щербакова о колоритности речи В.И. Сурикова очень хорошо написал Максимилиан Волошин, который много раз с ним беседовал. Наши предки были немногословны, но речь их была ярка и точна. Ведь именно В.И. Сурикову принадлежит: «Красноярцы – сердцем яры». 

Очень интересное сообщение сделал Н.В. Подгурский. Он напомнил о нашем выдающемся земляке, ныне незаслужено забытом, И.Т. Савенкове, основателе и первом директоре педагогического училища, создателе драматического театра в Красноярске, авторе исследования «О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее». Эта книга замечательна тем, что в ней содержатся таблицы древних петроглифов близких к современному русскому алфавиту. Особый интерес представляет тюкюэзский алфавит, который считается в качестве возможного родоначальника древнегреческой письменности, латиницы и скандинавских руниц.  Этот алфавит возник в IIIвеке до Рождества Христова и имел 44 буквы. Это те же самые наши русские буквы. 

Тему первичности русского алфавита по сравнению с другими продолжила Е.С. Бойко. Она много лет изучает язык, быт и обычаи енисейских староверов. Отметив, что открытие енисейской культуры показало, что на Руси была письменность и до прихода Кирилла. Но свое выступление посвятила бедственному положению русского языка среди молодёжи. Проведя со студентами исследование, они установили, что наши дети не имеют понятия о русской материальной сельскохозяйственной культуре. Они не знают русских сказок. Более того внучка ей рассказала, что учительница им говорила, что русские люди были тупыми, неграмотными, не читали книг. Да с такими учителями мы погубим наше будущее. Но ведь были и берестяные грамоты, были и послания любовные. 

Рассказав о некоторых особенностях русского языка староверов, Евдокия Семёновна поведала об их отношении к современной языковой культуре в Красноярске. Будучи сама староверкой, она, проходя с ними по Красноярку, слышит от них такие недоумённые вопросы: «Вы где живёте за границей или в России, смотришь на вывески и ничего не понимаешь?» И ведь они правы, куда ни глянь в Красноярске – всюду в вывесках на латинице иноязычные слова, как будто нельзя давать русские названия. И ещё она рассказала об отношении иностранцев к русскому языку. Так её знакомый из Италии утверждает, что у него две школы, в которых соответственно 195 и 175 итальянских детишек изучают русский язык, потому что по их представлению он очень красивый. К сожалению, наши чиновники от образования считают, что русских детей не надо учить ни писать, ни считать, а учить - только прыгать и скакать. 

Ярким и эмоциональным было выступление В.П. Пырха. Он сразу заявил: «Я – украинец, потомок запорожских козаков, родился и вырос в Запорожье, люблю украинский язык». Не согласен с теми, кто утверждает, что нет украинского языка. Он есть, и также как и русский является одной из ветвей общеславянского языка. Но, русский язык он тоже любит, он на нём говорит, он на нём пишет свои стихи. В русском и украинском языках много одинаковых слов, но даже в таком слове как люблю - есть отличие. В украинском языке есть тоже слово люблю, но когда души мужчины и женщины соединяются, то в этом случае украинцы говорят друг другу кохаю. 

Вообще язык имеет три направления – литературное, простонародное и арго. Ну, последнее – это язык уголовников, они его придумали, чтобы их разговор никто не понимал и о нём говорить не будем. Он высказал несогласие с А.И. Щербаковым, что Лебедь добился победы простонародной речью, нет, у него была харизма волевого человека. Вспомним, как пытались Хрущёв и Горбачёв своей простонародной речью завоевать авторитет и любовь народа, но кроме злых анекдотов ничего в ответ не получили. 

Литературный и народный языки в своём развитии взаимно обогащаются. Вспомним до Пушкина русский литературный язык, был как езда по валунам. Но Пушкин обогатил литературный язык народной речью, и он стал ласкать наш слух. 

Далее Виталий Петрович продолжал: «Сегодня русский язык, да и весь русский народ в большой опасности. Здесь уже вспоминали Сталина. Я тоже вспомню его работу «Марксизм и национальный вопрос». В ней он дал классическое определение нации: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры» .Далее Сталин продолжал, что достаточно отсутствия хоть одного из этих признаков, чтобы нация перестала существовать. 

Русский народ искусственно разделили, 25 миллионов русских оказались за пределами России, а это почти треть русских, которые остались в России. То есть общность территории уже под вопросом. Экономика в России разрушена, порушены экономические связи между различными регионами страны. Прав Маккейн, говоря, что Россия - это большая бензоколонка. Так что язык сегодня единственная скрепа русского народа. 

Вспоминаю свои школьные годы. Был учебник «Родная речь», в нём были стихи Пушкина, картины русских художников, например, «Грачи прилетели», а далее «Люблю грозу в начале мая…». Всё родное, с детства знакомое каждому ребёнку. Мы учили стихи Тютчева, Майкова, Некрасова, Есенина, читали Гоголя. А сегодня детей отрывают от родной речи. Теперь детям предлагают изучать Мориц, Сапгира и других. 

В результате первой мировой войны, военной интервенции и гражданской войны, Великой Отечественной войны был уничтожен самый качественный генофонд русского народа. Это отразилось на всей русской культуре вообще и на русском языке в частности. 

Почему я люблю русский язык? Ещё в ранние детские годы прочёл в шеститомнике произведений А.С. Пушкина его любовную лирику. Конечно, не всё я там понимал. Но меня поразила простота и особая задушевность слов Пушкина. Что надо делать, извечный русский вопрос? Думаю надо добиваться, чтоб процесс образования и воспитания был направлен на любовь к России, к русскому народу. 

Тему борьбы за спасение русского языка и его защиты от иноземного засилья продолжил В.В. Чариков. Он отметил, что в России нет государственной политики по спасению русского языка. Наших внуков в школах учат на антирусских произведениях Солженицина, Бродского и других. Как-то ему пришлось беседовать со школьниками в Советском районе нашего города, они понятия не имеют о таких книгах, воспитавших не одно поколении советских людей: «Как закалялась сталь», «Молодая гвардия». В русском языке появилось множество иностранных слов совсем ему не нужных, ибо все эти явления, эти предметы давно имеют названия на русском языке. Пройдите по улице Партизана Железняка, все вывески на инъязе. Вспомним, что за вторую половину ХХ века только одно русское слово завоевало весь мир. Это слово – СПУТНИК. А вот в сталинские годы только навскидку можно назвать: Сталинград, колхоз, катюша, пятилетка и т.д. А зайдите в любой книжный магазин, что вы там увидите? Всё, кроме книг о русском человеке, о его трудолюбии, о его открытости и стремлению к самопожертвованию ради общего дела, о русской природе. Ни на концертах, ни по радио, ни по телевидению не услышишь русской или советской лирической песни, всё заполонили киркоровы, да биланы и им подобные. 

Н.С. Носкова вспомнила о богатом устном творчестве русского народа. Ведь только в Забайкалье удалось собрать две тысячи сказаний и записать три тысячи частушек. И какой богатый, яркий, образный в них язык. Затем она рассказала об опыте работы «Русского общества», а затем регионального отделения «Русского Лада» по пропаганде среди школьников русской классической и советской литературы. На литературных гостиных дети знакомились с творчеством Горького и Бунина, Блока и Маяковского, Есенина и Рубцова, Фадеева и Толстого и многих других. Несколько гостиных были посвящены русскому языку, русскому фольклору. 

И как приятно было наблюдать, как светлеют лица девочек и мальчиков, когда звучат прекрасные слова стихотворений наших национальных поэтов, с каким вниманием они слушают в исполнении сверстников русские романсы и советские песни. В стихах, песнях спасение русского языка, а значит и русского народа. Россия встанет и будет возвышаться – помните пушкинский призыв. В заключение Нина Семёновна прочла своё стихотворение «К юбилею Есенина», а в октябре сего года мы будем отмечать 120-тилетие со дня рождения поэта. 

Затем слово вновь взяла Г.Г. Белоусова. Она продолжила затронутою В.П. Пырхом тему о нынешнем литературном образовании школьников. Её удивило, что в начальной школе предлагают детям учить наизусть стихи Сумарокова. Да это значительный русский поэт допушкинской эпохи, но его стихи даже взрослый запоминает с трудом. А у ребёнка они могут вызвать отторжение от поэзии навсегда. В школе нет вдумчивого отношения к слову, важнейшему элементу языка. А ведь пока жив язык – жива и нация. Смотрю у внучки «Родную речь» - чукотская сказка, ненецкая сказка. Я не против фольклора малочисленных народов. А что разве русский эпос беден сказками? Очень критически отношусь к учебнику русского языка в начальных классах. Детям там предлагаются такие задания, что мы с высшим образованием и учёными степенями не можем их осилить. Так чего же добиваются авторы учебника? Явно, не привить ребёнку любовь к родному языку. Надо добиваться коренного изменения преподавания русского языка и литературы в школе, ориентировав их на усвоение русского  национального мышления. 

С болью в сердце говорил Н.В. Попов, что ангарская старожильческая община – кежмари, оказалась из-за строительства Богучанской ГЭС, рассеяна по всему краю. Погибла уникальная духовная и материальная культура, хранимая три века. А ведь какой сочный и, можно сказать, кучерявый язык был у кежмарей. Вот собирается мужик на охоту, он приговаривает: «Эх, лихоматом зареветь хочется прилюдно,// Да чтоб обрящился с лесины окаянный блудный». Да, как же богат наш русский народный язык! 

Философ А.Д. Леонов отметил, что всё происходящее с русским языком, русским народом есть результат холодной войны, войны информационно-психологической, которую проморгало руководство КПСС и Советского государства. И сегодня руководство КПРФ не в полной мере оценило последствия поражения в этой войне нового типа, а агрессия против корней жизнедеятельности русского народа продолжается как извне, так и «пятой колонной», воинствующими либералами изнутри. И в борьбе за сохранение и развитие национального самосознания, в основе которого – русский язык, надо применять классовый анализ. Только классовая борьба сможет разрешить все противоречия современного  общества. 

Г.П. Рукосуева прочла свои стихи «Венок сонетов. Семейный трактат воспитания», Может быть кому-то показалось странным его чтение, но его заключительные строфы говорят: « Как важно знать нам истину простую -// Не рвите люди с детством цепь святую,// Тень  возмущенья, вашего, как ночь.// Так важно для детишек пониманье. Учите, чтобы правило сознанье,// Поймёте жизни смысл и слова мощь». Вот как раз «СЛОВА МОЩЬ» мы часто недооцениваем. 

Подводя итоги, В.С. Бедарев отметил, что разговор получился интересный, содержательный. Правление регионального отделения ВСД «Русский Лад» намерено проводить такие «круглые столы» с целью привлечь широкие слои патриотической общественности к недопущению дальнейшей «варваризации» русского языка, к борьбе за сохранение его чистоты. Надо помнить, что «Русский язык – наш Сталинград». Сохраним русский язык – сохраним русский народ!

 

Иван Стефанович Бортников – первый заместитель председателя Красноярского регионального отделения ООД ВСД «Русский Лад»

 

Фото С.В. Рязанова

 

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3

 

Наши друзья

    lad  

  РУССКИЙ ЛАД 

в "Правде Москвы"

      ПОЗДНЯКОВ

      ВЛАДИМИР

 
 

Ruslad Irkutsk1

“Русский лад”

KPRB
rusmir u 1

  НАША ПОЧТА 

    E-mail сайта:

ruladred@gmail.com

 rulad logo

E-mail Движения:

rus-lad@bk.ru