Русский Лад

Воплощая ленинские черты... О народном артисте СССР В.И. Честнокове

К 115-летию со дня рождения мастера сцены - фильм «В дни Октября», в главной роли - В.И.Честноков.

Советская эпоха вошла в отечественную и мировую историю величайшими успехами буквально во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Поэтому-то сейчас, когда власть эта - справедливая и общенародная - временно отступила, люди отзываются о ней добрыми словами, даже если не жили тогда, а только слышали про нее, читали в газетах, журналах, книгах, смотрели советские кинофильмы и спектакли. "Что такое Советская власть? В чем заключается сущность этой новой власти, которую не хотят или не могут понять еще в большинстве стран? - говорил В.И. Ленин в марте 1919 года, в самый разгар гражданской войны. - Сущность ее, привлекающая к себе рабочих каждой страны все больше и больше, состоит в том, что прежде государством управляли так или иначе богатые или капиталисты, а теперь в первый раз управляют государством, притом в массовом числе, как раз те классы, которые капитализм угнетал".


     Chestnokov Vladimir IvanovichБудущему народному артисту СССР, лауреату Сталинской премии Владимиру Ивановичу Честнокову было в ту пору пятнадцать лет, и он познал все это на собственной судьбе. В своей книге "Как я работал над образом Ленина" (1960) он напишет, а потом скажет мне в интервью для "Известий": "Когда на Петроград начали наступать войска белого генерала Юденича, мы вышли на улицу строить баррикады. Мы твердо знали - баррикады нужны, чтобы отстоять нашу советскую власть, нашу советскую школу. Мы все больше и больше ощущали правильность политики большевиков, руководимой Владимиром Ильичом Лениным. Мы душой и сердцем  чувствовали ленинскую заботу о стране, о нас, молодых, и о ее будущем. Мы проникались к Ленину искренним уважением, все большей и большей любовью, и я бесконечно счастлив, что эта любовь, во сто крат умноженная всей моей жизнью, сохранилась во мне навсегда..."     

Владимир Честноков родился 12 апреля (30 марта) 1904 года в семье, которую принято называть демократической, со взглядами прогрессивными, но к политике относившейся с осторожностью, и - по его словам - "мировоззрение мое складывалось не дома, а на улице и в школе, поскольку еще с бурного 1917 года я с приятелями носился с митинга на митинг, бегал впереди демонстраций, пока впервые не услышал имя Ленина и не начал разбираться постепенно в политической обстановке. В памятную для человечества осень мы почувствовали себя взрослыми. Трижды повторенное Лениным слово "учиться" 2 октября 1920 года на III съезде комсомола определило путь моего поколения". .
     При бывшем императорском Александринском театре существовало театральное училище, возглавляемое известным драматургом и режиссером Евтихием Павловичем Карповым (1857-1926), благоговевшим перед А.Н.Островским и старавшимся ему подражать. Сюда-то и поступил юный Честноков, с чем примирились и родители, раньше желавшие видеть сына врачом или инженером, как и старшего сына Семена, который стал артистом кукольного театра, плодотворно работал в этой профессии, а умер в в 1945 году от последствий блокады Ленинграда . Е.П.Карпов был, по воспоминаниям современников, интереснейшей личностью. Левый народник- революционер, он занимался хлебопашеством, служил юнгой на волжском пароходе, актером и режиссером "Невского общества устройства народных развлечений", писал пьесы и повести. подвергался административной высылке, но был помилован, и стал даже управляющим труппой Александринки, а после посещения театра А.В.Луначарским, который разъяснил труппе задачи и цели большевистской партии, признал советскую власть, получил в 1921 году звание заслуженного режиссера республики.
     Многим актерским тонкостям научился Честноков в классе Е.П.Карпова.  Революция в обществе вызвала революцию и в театре. "Как грибы после дождя, возникали новые театральные коллективы, большие и малые студии, велись бесконечные споры о путях развития театра, - рассказывал Владимир Иванович. - В спорах принимали участие режиссеры, актеры, критики. Критики писали проблемные статьи, режиссеры ставили спектакли согласно своим концепциям, актеры играли в этих спектаклях, проявляя исполнительский талант и мастерство. Стремясь преодолеть старые, обветшавшие штампы, мы совершали и ошибки. Часто заблуждения рождались от лучших намерений, так как не хватало теоретических знаний, от молодости, от отсутствия опыта, от желания сейчас, немедленно достичь успеха. Однако энтузиазм двигал творчество. Творчество стало потребностью, а для творчества в советской стране были созданы условия, каких еще не знала история мировой культуры".      

Мысль сыграть Ленина возникла у Владимира Ивановича, когда он посмотрел созданный С.М.Эйзенштейном и Г.В .Александровым в 1927 году фильм "Октябрь", где в роли великого пролетарского вождя они сняли уральского рабочего Василия Никандрова, внешне удивительно на него похожего, но по существу малоубедительного. Потом ленинский образ воссоздавали такие крупные актеры, как Б.В.Щукин, А.М.Бучма, М.М.Штраух, а на сцене Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина - Константин Васильевич Скоробогатов. Играть после них было нелегко, и Честноков продолжил  Лениниану лишь в 1957 году в спектакле пушкинцев "Грозовой год" Алексея Каплера и Тамары.Злотогоровой, написавших пьесу на основе сценария кинофильма "Ленин в 1918 году". Тогда же актер выступил в образе Ленина и в спектакле-концерте "Город славы", посвященном 40-летию Октябрьской революции. Затем последует работа над сценическими ленинскими ролями в пьесах "Цветы живые" (1960), "Кремлевские куранты" (1967) Николая Погодина, "Между ливнями" (1965) Александра Штейна, а в кинематографе - "В дни Октября" (1958) и "Первороссияне" (1967). 
      "Я вырос и воспитывался в годы советской власти. Нет для меня образа более близкого, более родного, чем Ленин. На протяжении многих лет я мечтал сыграть роль Ленина и готовился к этой работе, - говорил Владимир Иванович. - И мне повезло. Я неоднократно играл положительных героев, моих современников. Это была хорошая подготовка к подходу к моей мечте, когда я понял: чем прекраснее, возвышеннее герой, тем больше в нем ленинских черт - убежденности в правоте революционного дела, решительности, но и осмотрительности в поступках, самопожертвовании, уважении и любви к людям, непоказной доброте. С этими чертами, я мысленно соотносил качества изображаемых мною советских людей, и чем больше подобных черт находил, тем более сильными и мудрыми, человеколюбивыми и благородными - говорили товарищи по работе - получались мои герои". Произнося эти слова, актер и сам поступал так, как его лучшие герои. После окончания карповской "вольной студии" он бы оставлен в Театра имени А.С.Пушкина, с началом Великой Отечественной войны мог эвакуироваться с коллективом в Новосибирск, но не уехал, перейдя в театр Краснознаменного Балтийского флота, а в 1941 году вступил в ВКП(б).

Первым героем с "ленинскими чертами", сыгранным Честноковым у балтийцев, стал капитан Сафонов в спектакле по пьесе Константина.Симонова "Русские люди". На "гражданке" тот был шофером, а на фронте командовал батальоном, который оказался отрезанным от Большой земли, попал в окружение. Рецензенты писали, что актеру удалось передать поступки настоящего советского человека в тяжелейших условиях отступления первых дней войны без пафоса, разве что сосредоточенный взгляд, настороженный блеск глаз выражали истинное состояние героя. "Мы жили в осажденном Ленинграде, - напишет Владимир Иванович Честноков в книге. - Я хорошо знал таких людей, как Сафонов. Герои блокады боролись рядом с нами. Мы видели их силу и упорство, мы разделяли их непреодолимую веру в победу. Блокированные врагом, мы ни на минуту не ощущали себя одинокими. Вера вселяла уверенность в победу. Такой же верой жил мой Сафонов. " - Не другие, а мы еще с тобой вперед пойдем, - уверенно и даже как-то озорно говорил он майору Васину. Веру Сафонова в победу, умение по-ленински предвидеть и подготовить ее я старался показать..." 
      Подлинным ленинцем сыгран актером и командующий армией генерал-майор Огнев в спектакле "Фронт" Александра Корнейчука. Эта пьеса печаталась в "Правде" в августе 1942 года, я прочитал ее, будучи дошкольником, потом мы ее инсценировали отрывками в драматическом кружке дворца пионеров Свердловска, где я родился, и могу представить, как выглядел Владимир Иванович в этой роли -  статный, с высоким лбом, с точеными, выразительными чертами лица, проницательным взором. Нынче театр Краснознаменного Балтийского флота почти не упоминается искусствоведами, а ведь у этого театра, созданного по инициативе К.Е.Ворошилова в Кронштадте, при участии писателя Вс.Вишневского, была боевая, героическая история. Часть первого состава его погибла под немецкими бомбардировками, но на смену им пришли новые актеры во главе с художественным руководителем Александром Викторовичем Пергаментом, и, по словам командующего КБФ адмирала Н.Г.Кузнецова, "хорошо работают на открытой броневой палубе корабля, в кубрике, на земле, где фары автомобиля служат единственным освещением".       За время работы в театрах и в кинематографе Владимир Иванович создал множество разнохарактерных образов. От Пушкина, Моцарта, Дмитрия Фурманова, Незнамова в "Без вины виноватых" Островского, Дорна в "Чайке" Чехова, Сирано де Бержерака, Голубкова из булгаковского "Бега", кстати, более многозначного, чем представил нам Алексей Баталов, горьковского Якова Бардина из "Врагов", Доминикино в "Оводе", Сосницкого в "Зеленой карете" - до Забелина в фильме "Академик Иван Павлов", за что он удостоен Сталинской премии, Николая Алексеевича Некрасова в картине "Белинский", Николая Гавриловича Чернышевского в "Тарасе Шевченко", Дмитрия Ивановича Менделеева в "Казнены на рассвете", Федора Михайловича Достоевского в "Его время придет", Люденквиста в "Разгроме Юденича", доктора Рихарда Гюнтера в "713-й просит посадку". Но роль В.И.Ленина оставалась для него всегда любимой, влекущей своей неисчерпаемостью. "Я хотел сыграть Ленина человеком, очень любящим людей и поэтому ненавидящим все то, что мешает людям свободно жить. Гуманность Ильича в каждом движении его души, в каждом его поступке, - верно замечает актер. - Из ленинской любви и ненависти, раскрытых в действиях и помыслах, из его беспрестанной борьбы за правду и вырастает образ вождя мирового пролетариата. Играя Ильича, ничего не надо подчеркивать, нужно лишь максимально правдиво донести до зрителя его дела, мысли, мечты, и тогда величие Ленина возникнет в ощущении зрителя как бы само по себе". 
      Владимир Иванович Честноков был, должно быть, единственным исполнителем роли Ленина, искавшим в своей игре документальную и мемуарную подтвержденность с целеустремленностью ученого, побывав во многих ленинских местах, изучая архивы, перечитывая то одно, то другое выступление Владимира Ильича  перед выходом на сцену. Потом будут великолепные работы у Бориса Смирнова, Иннокентия Смоктуновского, Андрея Мягкова, Михаила Ульянова, Кирилла Лаврова, на периферии - у Бориса Федоровича Ильина, которого я школьником видел в Свердловском драматическом театре в "Кремлевских курантах", или у Матвея Филипповича Шарымова, отца моего университетского товарища Саши Шарымова. И все-таки эти прекрасные артисты действовали больше по вдохновению - или стремились к дотошному внешнему сходству, или нередко спорили с предшественниками, а Честноков опирался сначала на реальные факты из ленинской биографии, встраивал их в творческий процесс, а уже дальше приступал к формированию художественного образа, достигая предельнейшей достоверности. Слова Маяковского - "Ленин и теперь живее всех живых, Наше знанье, сила и оружие" - очень точно выражают гражданскую позицию артиста, считавшего очерк М.Горького "В.И.Ленин" и поэму В.Маяковского "Владимир Ильич Ленин" наиболее яркими вещами литературной Ленинианы и неоднократно им перечитываемые. 
     В поисках внешней схожести с вождем Честнокову помогали гримеры других, а вот внутренняя наполненность ленинского образа стала результатом анализа ленинских произведений, рассказов соратников, воспоминаний и оценок Надежды Константиновны Крупской, обусловивших черты его облика - голос, взгляд, походку, жесты. "Одна из характернейших особенностей пластики Владимира Ильича - стремительность движений, - напоминает актер. - Об этом пишет и Горький, и почти все, кто знал Ленина лично. Обычно Владимир Ильич, любивший спорт, езду на велосипеде, охоту, шел немного впереди своих спутников. Шел впереди не по положению, а просто потому, что ходил скорее других. Его движения были быстрыми, иногда резкими. И в то же время они могли быть плавными и мягкими... За годы странствий он приучил себя работать вне зависимости от условий. Убедительно показать в театре и кино силу этой привычки - значит подчас и без текста раскрыть важный штрих внутренней характеристики Ильича..."     На киноэкране Владимир Иванович создал образ Ленина в фильмах "Дни Октября" (1958) и "Первороссияне" (1967). Второй фильм не получился, как задумывал его режиссер Александр Гаврилович Иванов. Он тогда неважно чувствовал себя, нервничал, как и Ольга Федоровна Берггольц, по чьей поэме картина снималась. К работе подключили режиссера Евгения Шифферса, известного всякими авангардистскими приемами, но при повествовании о геройской и трагической судьбе комсомольцев, создавших первую коммуну на Алтае, вряд ли уместными. Начались споры, жалобы в обком партии, съемки шли с перерывами, в прокате же картина провалилась начисто. И все-таки ленинское напутствие в устах Честнокова прозвучало проникновенно, весомо, убеждающе. Зато второй фильм и сейчас смотрится с интересом. В нем впервые за долгие годы Ленин был показан в окружении членов ЦК, в том числе и ему резко противостоящих - таких, как Троцкий (Ефим Копелян) и Зиновьев (Марк Никельберг), но без какого-либо окарикатуривания. Тут к тому же снимались многие известные актеры - Александр Борисов, Владислав Стржельчик, Сергей Курилов, Игорь Владимиров, Татьяна Гурецкая, Кирилл Лавров, Бруно Фрейндлих, Константин Адашевский, Георгий Жженов, Игорь Дмитриев, Нина Мамаева, Анатолий Королькевич, Николай Трофимов и другие.
     Режиссер Сергей Дмитриевич Васильев, хорошо известный по легендарному "Чапаеву", написал сценарий в содружестве с Николаем Давидовичем Оттеном в стиле монументальной хроники и в том же духе снял написанное. Актеру предстояло, по словам его, в речах-монологах, "раскрыть всепобеждающий оптимизм Ленина, покоящийся на вере в революционную силу народных масс, мудрость Ильича, основанную на знании жизни, его несокрушимую логику и умение сочетать теорию с практикой, но одновременно было необходимо донести ленинскую простоту, темперамент борца, иронию, мягкий юмор", и с этими задачами он вполне справился. Фильм имел большой общественный резонанс. То было время горячечных споров, противостояния различных мнений в связи с "разоблачением культа личности", и он помогал, например, многим из нас, студентов-журналистов Ленинградского университета, избегать необъективности и крайностей. Я же смотрел "В дни Октября" не один раз, не два, работая над дипломом про ленинский Декрете о печати, ведь действие картины происходило именно тогда, когда он появился..
     Следить за игрой Честнокова было увлекательно. Он словно погружал нас в ту эпоху, когда вершилось великое дело Октября, и мы, уже сдав все текущие экзамены по общественным наукам, получали дополнительную информацию от человека, жившего в те годы, прочувствовавшего значение Ленина в истории и показывавшего героизм революционных вождей во всей многомерности их характеров, в чем чувствовалась направляющая рука режиссера Сергея Дмитриевича Васильева, который сам служил в Красной Армии, участвовал в октябрьских событиях, во взятии Зимнего дворца, был командиром самокатной роты, начальником охраны наркома просвещения А.В.Луначарского. Оттого-то так внимательно относился актер к любому замечанию Васильева, так ценил его советы. С особой благодарностью режиссеру вспоминал Владимир Иванович трудно дававшуюся ему сцену, когда Ленин приехал а Петроград, чтобы поставить перед членами ЦК вопрос о скорейшем начале вооруженного восстания для установления народной власти - власти Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
      Он взял, помню, по ходу нашей беседы-интервью свою книгу и принялся по-актерски выразительно читать: "Сначала мне казалось, что Ленин должен быть суров и даже несколько мрачен. Ведь его письма в ЦК по вопросу о вооруженном восстании остаются без ответа. Но, как рассказывает Маргарита Васильевна Фофанова, по просьбе студии специально приезжавшая в Ленинград, Ильич в те дни, наоборот, был весел и сердечен. Об этом же говорил И.В.Сталин на вечере кремлевских курсантов 28 января 1924 года: "Ленин был рожден для революции. Он был поистине гением революционных взрывов и величайшим мастером революционного руководства. Никогда он не чувствовал себя так  с в о б о д н о  и  р а д о с т н о (последние два слова Владимир Иванович произнес с акцентом и в растяжку - Э.Ш.), как в эпоху революционных потрясений... Недаром говорится в наших партийных кругах, что "Ильич умеет плавать в волнах революции, как рыба в воде".      Интервью мое с Владимиром Ивановичем Честноковым было прервано его болезнью. А ведь он только приступил к рассказу о том, что хотел сделать на посту директора и художественного руководителя Пушкинского театра, на который  был назначен после смерти Л.С.Вивьена (1887-1966), как строить репертуар с опорой на русскую и советскую классику, но... 15 мая 1968 года он скончался. Похоронили его на Литераторских мостках Волкова кладбища Санкт- Петербурга.
     На доме № 1 по улице Желябова (Большой Конюшенной) в 1970 году установлена мемориальная доска с надписью: "В этом доме с 1944 г. по 1968 г. жил народный артист СССР Владимир Иванович Честноков". От петербургской непогоды позолота на надписи поблекла, стала черной, и коммунистам с депутатскими мандатами и возможностями не худо бы - по случаю 115-ой годовщины актера ее подновить. 
     Это же он говорил устами героя в фильме "Морской батальон": "Пока сердце бьется в груди, пока видят глаза, пока руки держат оружие, не бывать фашистской нечисти в городе Ленина. Не бывать!" Родина наградила его орденами Ленина, Красной Звезды, Красного Знамени, медалями "За оборону Ленинграда" и "За победу над Германией в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.", присудила Государственную премию СССР за образ В.И.Ленина в театре и кино.
     Нынешние зрители могут посмотреть в интернете многие кинофильмы с его участием, ряд спектаклей академического театра драмы имени А.С.Пушкина, где он работал в 1928 -1936 годах и с 1953 года до конца жизни, послушать монолог В.И.Ленина из спектакля пушкинцев "Суровое счастье" (1961) в его исполнении. Созданный актером ленинский образ считается и является одним из лучших в нашей Лениниане.                                 
      
                                                       ЭДУАРД  ШЕВЕЛЁВ

_______________

 

Прим. ред. сайта. В сюжет включена видеозапись историко-революционного художественного фильма «В ДНИ ОКТЯБРЯ»- (Ленфильм –1958), снятого по книге Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир». Режиссер-постановщик Сергей Васильев, в роли В.И.Ленина - Владимир Честноков.

https://www.youtube.com/watch?v=iIUfS9b8Jfs  

 

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3