Русский Лад

В.Н. Ильин. КАК ЭТО БЫЛО. К 57 годовщине полёта Гагарина

12 апреля этого года исполнилось  57 лет с того исторического дня, когда прозвучало сообщение ТАСС о запуске в космическое пространство первого человека  ­- гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина. Такого ликования страна не знала с мая 1945 года, когда было объявлено о полной и безоговорочной капитуляции фашистской Германии.  С тех пор утекло много воды.

Долгое время все работы по космосу велись в обстановке строжайшей секретности и правда о них узнавалась лишь после ухода из жизни тех, кто играл решающую роль в космическом прорыве.  Общеизвестны имена Главного Конструктора знаменитой  ракеты Р7 С. П. Королёва и Главного Теоретика Космонавтики М. В. Келдыша, навсегда вошедшие в историю космонавтики. 

Создание межконтинентальной ракеты было в истории СССР таким же сложнейшим научно техническим проектом, каким было создание атомной бомбы. Собственно, появление ядерного оружия с необходимостью влекло за собой создание мощных ракет как средства его доставки.  Любой крупный научно-технический проект носит системный характер и требует разнообразного обеспечения: 1) научного, 2) кадрового, 3) финансового, 4) организационного. В начале ракетно-космического проекта в СССР уже существовало необходимое научное обеспечение, созданное прежде всего работами К. Э. Циолковского, имелось кадровое обеспечение в лице ­ С. П. Королёва, В. П. Глушко, М.В.Келдыша  Н. А. Пилюгина, В. М. Рязанского и многих других, государство обеспечивало щедрую финансовую поддержку проекта. 

Работы по созданию ракеты Р7 официально начались  20 мая 1954 года, когда ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление № 956-408сс о разработке межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 (индекс 8К71). В нём была поставлена задача создания баллистической ракеты, способной донести термоядерный заряд весом до 5 тонн на расстояние до 10 тысяч километров. Ракета Р7 была  сложнейшей системой, состоящей из многих подсистем. Её проектирование велось по известному принципу «сверху-вниз». Общее техническое задание (ТЗ) на ракету в целом было разбито на ряд частных ТЗ, за выполнение которых отвечали члены Совета Главных Конструкторов, созданного Королёвым. Предлагаемые ими решения обсуждались на Совете, но последнее слово оставалось за Королёвым.

 

Известно, что успех любого дела, а тем более крупного проекта зависит, прежде всего, от его организации, от кооперации и координации работы всех исполнителей, от умения организовать их слаженную работу, обеспечить контроль за своевременным выполнением каждого задания каждым участником. В космическом проекте участвовало огромное количество конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов, заводов, министерств и ведомств, то есть практически вся страна. Поэтому успешная организация работ, связанных с созданием ракеты, была не меньшей проблемой, чем само создание. Это подтверждается отнюдь не   гладкой историей создания ракеты Р7. Отсутствие чёткой организации на начальном этапе работы над Р7 привело к срыву сроков выполнения частных ТЗ и замедлению темпов работы. В связи с этим 12 августа 1955 г вышло Постановление Совета Министров СССР № 1503-841 сс   «О ходе разработки изделия Р-7». В нём, в частности, было написано следующее.

«Совет Министров СССР отмечает, что работы по созданию изделия Р-7 проводятся со значительным отставанием от сроков, установленных планом, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 20 мая 1954 г. № 956-408, причем это отставание обусловлено не только техническими трудностями решения поставленной задачи, но и недостаточно оперативной работой министерства оборонной промышленности и министерства радиотехнической промышленности.

Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Принять предложение главных конструкторов тт. Королева, Глушко, Рязанского, Пилюгина и Кузнецова о представлении технического проекта на изделие Р-7 в I квартале 1956 года.

Обязать министерство оборонной промышленности (т. Устинова) и министерство радиотехнической промышленности (т. Калмыкова) разработать и провести мероприятия, обеспечивающие выполнение междуведомственного графика работ по изделию Р-7 и сокращение имеющегося отставания в этих работах. Специальному комитету Совета Министров СССР периодически заслушивать сообщения указанных министерств о ходе работ по изделию Р-7 и представлять в Президиум Совета Министров СССР соответствующие доклады.

Учитывая, что создание изделия Р-7 является задачей особой государственной важности, обязать министра оборонной промышленности т. Устинова и заместителя министра т. Руднева, министра радиотехнической промышленности т. Калмыкова и заместителя министра т. Владимирского, министра обороны СССР т. Жукова и заместителя министра т. Неделина, министра судостроительной промышленности т. Носенко и заместителя министра т. Тереньтьева, министра машиностроения и приборостроения т. Паршина и заместителя министра т. Кочнова взять под личный контроль выполнение всех заданий по изделию Р-7, комплектующим элементам и наземному оборудованию для нее и принять необходимые меры к сокращению имеющегося отставания по этим работам.

Зам. Председателя Совета Министров Союза ССР     М. Первухин»

 

Указание на недостаточно оперативную работу министерств – это признание недостатков организации работ. Требование ликвидации отставания от запланированных сроков было вызвано не только самим фактом отставания. Дело было в том, что одновременно с нашими учёными и конструкторами над созданием  ракеты для запуска в космос человека работали американцы под руководством известного немецкого конструктора Вернера фон Брауна, вывезенного в США сразу по окончании войны с Германией. Они тоже старались в кратчайшие сроки создать ракету для космоса. Чтобы не проиграть это соревнование, было необходимо ускорение работ над Р7. Несмотря на жёсткий тон августовского постановления эти работы продолжали отставать от графика. В связи с этим 20 марта 1956 г. выходит новое постановление Совета Министров СССР о мероприятиях, направленных на ускорение разработки и создания опытных образцов ракеты Р-7, на обеспечение её испытаний, и о других мерах, создающих благоприятные условия для её разработки.

rudnev_k_n.jpg

В развитие этого постановления решением Спецкомитета по реактивной технике «контроль и принятие оперативных решений по ракете Р-7»  возлагались на заместителя Министра оборонной промышленности по ракетным делам К. Н. Руднева, и что особо важно, «с освобождением его от других обязанностей». 

Это решение было принято с учётом успешной многолетней работы Руднева директором крупных заводов, таких как Тульский оружейный завод, который он возглавил  в 1943 г. в возрасте 32 лет, а затем НИИ-88 в Подлипках (ныне НПО «Энергия»), а также работы заместителем министра Д. Ф.Устинова по ракетным вопросам. Решение значительно расширило полномочия Руднева и одновременно возлагало на него всю ответственность за успех ракетного проекта. Как написал в своих мемуарах академик Б. Е. Черток, следствием назначения Руднева стали резко возросшие темп работ по ракете Р-7., а с ним и нагрузка на исполнителей, для которых были введены аккордная оплата труда и дополнительное премирование. Новизна конструкции ракеты, новые принципы построения пусковой установки потребовали проведения значительного объёма экспериментальной отработки отдельных систем ракеты и ракеты в целом. В этих целях была создана комплексная программа испытаний Р7 и её систем радиоуправления и регулирования полёта на стенде и в условиях реального полёта. В декабре 1956 г. первая ракета Р-7 прибыла на полигон для проверки всех систем, обслуживающих подготовку ракету к запуску и сам пуск. При этом контролировались готовность к работе всех служб полигона. После окончания проверки и доклада Королёва о готовности ракеты Р-7 к началу лётных испытаний 15 мая 1957 г. состоялся первый пуск Р-7 Через 100 секунд полёта ракета взорвалась. Неудача произошла из-за негерметичности в магистралях горючего. Тем не менее, удалось получить телеметрические данные о полёте и дата 15 мая 1957 г. считается днём рождения ракеты Р-7. Второй пуск - 9 июня. Неудача. Ракета даже не взлетела из-за ошибки в сборке клапана двигателя центрального блока, но и не взорвалась. После доклада Рудневу её сняли с пускового устройства и возвратили на техническую позицию. Третий пуск - 12 июля. Опять неудача из-за замыкания в полёте управляющих цепей одного из приборов на корпус ракеты. При разборе неудачи Руднев напомнил присутствующим, что пуск  ракеты стоит целого города и дал понять С. П. Королёву, что ещё одна-две неудачи и доверие  Н. С. Хрущева будет потеряно, работы по Р-7 будут закрыты и все средства будут отданы другим конструкторам. Он жёстко потребовал во чтобы то ни стало надёжно подготовить и осуществить пуск четвёртой ракеты. 

raketa_r7.jpg

Четвёртый пуск после тщательной подготовки состоялся 21 августа 1957 г. в 15 ч 25 мин и оказался успешным. Ракета впервые достигла района цели, хотя её головная часть после вхождения в плотные слои атмосферы на нисходящем участке траектории полёта разрушилась. По результатам пуска ракета была доработана и пятый пуск, проведенный 7 сентября 1957 года, оказался успешным, в основном подтвердив результаты предыдущего пуска. После этого были развёрнуты практические работы по созданию первого искусственного спутника Земли (ИСЗ). И уже 4 октября 1957 г состоялся запуск первого в мире ИСЗ шестой по счёту ракетой Р-7. Государственную Комиссию возглавлял В. М. Рябиков, а К. Н Руднев и маршал артиллерии М. И. Неделин были его заместителями. После пуска ИСЗ  Рябиков был отозван на свою прежнюю работу и с того времени вплоть до запуска в космос Ю. А. Гагарина Председателем всех Государственных Комиссий по Р7 постоянно был К. Н. Руднев. После первого ИСЗ последовал второй спутник с собакой Лайкой на борту (3 ноября 1957 г). 15 мая 1958 г. был успещно запущен на орбиту второй экземпляр третьего спутника с научной аппаратурой

goskomissja_baykonur_nojzbrj_1957.png

После этого в марте 1958 г. К. Н. Руднев был назначен Председателем Государственного Комитета по оборонной технике и его организационная работа велась в трёх направлениях: 1) создание боевой двухступенчатой ракеты для армии (было испытано 16 ракет) и 2) создание трёх и четырёх ступенчатого вариантов Р-7 для запуска кораблей-спутников Земли, в том числе для разведывательных целей, и  космических станций для полётов к Луне, Венере и Марсу; 3) создание космического корабля для полёта в космос человека. 

В результате работ по первому направлению межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 (8К71) была принята на вооружение Советской Армии. Вскоре она была заменена более совершенной ракетой Р-7А. была принята на вооружение и заменила ракету Р-7. 

Но помимо Р-7 Рудневу пришлось заниматься и другими ракетами, в том числе ракетой Р16. Эту ракету  делал Главный Конструктор Михаил Кузьмич Янгель. Р16 была мощнее Р-7 и проходила по военному ведомству. При подготовке к пуску из-за технической ошибки она взорвалась, горящее топливо разлилось по пусковой площадке и в его пламени сгорело 126 человек, в том числе маршал Неделин, руководивший пуском в качестве Председателя Государственной Комиссии от министерства обороны. Сам Янгель спасся чудом, отойдя перед моментом взрыва покурить. В соответствии с поручением ЦК КПСС обстоятельства катастрофы на месте выяснялись комиссией под председательством Брежнева, в которую вошли Гречко, Устинов, Руднев, Калмыков, Глушко и др. Брежнев, собрав оставшийся руководящий состав, мудро. заявил: «Никого наказывать не будем. Виновники мертвы, а наказывать случайно оставшихся в живых было бы негуманно». Новым председателем Государственной Комиссии по Р16  вместо Неделина назначили Руднева, На заседаниях Госкомиссии Руднев призывал всех к особой бдительности, осторожности, безопасности и дисциплине. Впоследствии после успешных лётных испытаний Р16 была принята на вооружение как самая мощная по тем временам ракета. 

Работы по второму направлению привели к появлению у Р7 третьей ступени. Первый пуск Р-7 в лунном варианте состоялся 3 сентября, второй 2 октября 1958 г., но оба оказались неудачными по одной и той же причине - разрушение ракеты на конечном участке полёта первой ступени из-за появления в полёте резонансных колебаний внутри ракеты. Однако разработчики, торопившиеся обогнать американцев и первыми попасть в Луну вместо детального , хотя и долгого  анализа этого явления самонадеянно предложили свои доморощенные способы борьбы с ним.  Госкомиссия, скрепя сердце, согласилась. Но на следующем пуске 12 октября та же авария повторилась. На бурном  заседании Госкомиссии состоялся «разбор полётов» и Руднев потребовал, чтобы Королёв лично разобрался в этом вопросе, и попросил М. В. Келдыша помочь ему в этом. Келдыш и его сотрудники,  теоретически исследовали и промоделировали на аналоговых вычислительны машинах возникающие колебания и нашли противоядие в виде специального гидравлического демпфера, гасящего колебания. После установки демпферов опасность разрушения ракет всех типов от резонансных колебаний была полностью ликвидирована. 12 сентября Р7 доставила на Луну советские вымпелы. Об успехе Руднев, Королёв и Келдыш доложили Хрущёву, который с этим достижением вылетел в США. Вскоре на базе Р-7 была создана четырехступенчатая ракета-носитель («Молния»), позволившая осуществить полеты автоматических межпланетных станций к планетам Марс и Венера. 

Что касается третьего направления, то ещё в августе 1954 года Совет Министров СССР утвердил представленные В.А. Малышевым, Б.Л. Ванниковым, М.В. Хруничевым и К.Н. Рудневым предложения по проработке научно-теоретических вопросов, связанных с космическим полетом ракеты с человеком на борту. Теперь с помощью трехступенчатых ракет-носителей можно было осуществлять полеты пилотируемых космических кораблей «Восток», «Восход», а в дальнейшем «Союз». Пуски ракет с собачками показали, что что живой организм может выдержать космический полёт и пришла пора готовить космический корабль для человека.  

Первый корабль (1КП-космический полёт) был запущен 15 мая 1960 года только для проверки его основных систем. Руководила запуском  Государственная комиссия по летным испытаниям ракеты Р-7А, председателем которой был К.Н. Руднев. Затем была изготовлена серия кораблей для летной отработки в беспилотном варианте. Запуски двух кораблей с собакой и манекеном человека, который в шутку разработчики назвали «Иваном Ивановичем»,  состоялись 9  и 25 марта 1961 года. Оба запуска были успешными. Спускаемый аппарат с собакой нормально приземлился, а манекенштатно катапультировался. Эти пуски завершили экспериментальную отработку пилотируемого космического корабля «Восток» (3КА) в летных условиях. Государственная комиссия под председательством К.Н. Руднева приняла решение о возможности полета человека в космос на корабле «Восток» (3КА). Вот хронология подготовки исторического полёта Гагарина. 

2 апреля. Сергей Павлович доложил Государственной комиссии: «Все  работы идут строго по графику». 

3 апреля состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, которое проводил Хрущев. По докладу Устинова Президиум ЦК принял решение, разрешавшее запуск человека в космос. 

5 апреля на полигон прибыла вся команда космонавтов в сопровождении врачей, кинооператоров, репортеров. Королев прибыл на полигон раньше космонавтов. С ним прилетели Марк Галлай и все главные конструкторы 

6 апреля прилетел К. Н. Руднев - председатель Государственного комитета по оборонной технике (ГКОТ) и председатель Государственной комиссии.

 goskomiss_rudnev_8apr1961.jpg

Заседание Государственно Комиссии 10 апреля1961 г Докладывает маршал К. С. Москаленко. Слева – К. Н. Руднев

Заседание Государственной комиссии по организации первого полёта человека в космическое пространство открывает ее председатель - Константин Николаевич  Руднев. На  заседании  было утверждено первое в истории задание человеку на космический полет: «Выполнить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180 - 230 километров продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полета - проверить возможность пребывания человека на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полете, проверить связь корабля с Землей, убедиться в надежности средств приземления корабля и космонавта». 

 gk_gagarin.jpg

Заседание Государственно Комиссии 10 апреля 1961 г. Докладывает Ю. А. Гагарин

После открытой части заседания комиссия осталась в «узком» составе и утвердила предложение Каманина допустить в полет Гагарина, а Титова иметь в запасе. Всем известная встреча на берегу Сыр-Дарьи 10 апреля была предложена Рудневым. Будучи тонким психологом, он уговорил маршала Москаленко представлявшего Министерство обороны, провести неформальную встречу с будущими космонавтами в узком кругу и поговорить по душам «без всякого протокола». Была даже задумана прогулка на катерах! Для такого сбора использовали открытую веранду, выстроенную ранее на берегу реки для защиты от палящего солнца во время отдыха и прогулок высочайшего военного начальства

ruk_i_kosmon_pered_srartom.jpg

 

На встрече в беседке на берегу Сыр-Дарьи 10 апреля 1961 г.Слева направо: начальник центра подготовки космонавтов Н. П. Каманин, Герман Титов, К. Н. Руднев, С. П. Королёв, Юрий Гагарин, Григорий Нелюбов.

Спокойные речи без излишних ссылок на великую ответственность перед партией и народом произнесли Королёв, Руднев, Москаленко, Каманин и Карпов. Кроме Гагарина благодарили за доверие Титов и Нелюбов. 

  rudnev_kolev_kosm_ty.jpg

К утру 12 апреля все было готово к  запуску. По двухчасовой готовности на стартовую площадку подъехал голубой автобус с космонавтами. Выпрыгнув из автобуса Юрий прошел метров десять, остановился, помолчал секунду и начал доклад: 

- Товарищ председатель Государственной комиссии!

Тут произошел маленький сбой. Все члены Госкомиссии стояли плотной группой, и Юра, как человек военный, естественно выбрал глазами в этой группе прежде всего маршала Москаленко. Впрочем, секундное замешательство было исправлено: Гагарин обернулся к Рудневу. После доклада Константин Николаевич тепло, по отечески попрощался с Гагариным, пожелав ему успеха. Все дальнейшие события  12 и 13 апреля разобраны «по косточкам» в разного рода публикациях и читателю хорошо известны. Полёт прошёл успешно, хотя ныне шансы на успех оцениваются как 50 на 50.

  gagarin3a.jpg

Ю.Гагарин после приземления

Всемирная слава Гагарина сторицей оплачена тяжелейшим трудом и нежданными опасностями которые подстерегали  Юру в полёте: вращение корабля, десятиминутная задержка тормозящего импульса, неожиданность пламени сгорающей обшивки, неудачный выход второго парашюта и перекрытие шланга, подающего воздух в скафандр,.уже после приземления. Все эти опасности он с честью преодолел.

Утром 13 апреля на даче заседала Госкомиссия.

Гагарин рассказывал подробно все как было. Закрывая заседание, Руднев сказал: «Основное, что мы должны сегодня установить и что мы, несомненно, установили, это убежденность в том, что человек может находиться в безвоздушном пространстве и работать в условиях космического полета. Мы можем также считать установленным, что системы корабля отвечают своему назначению и в полете действовали удовлетворительно. Я от имени Государственной комиссии горячо благодарю Юрия Алексеевича Гагарина». 

Ну а дальше Гагарина ждали торжественная встреча в Москве, улицы и площади заполненные ликующим народом, награды и почести, всемирная слава.  Достойные награды получили все, кто своим талантом и трудом внес свой вклад в успех гагаринского полёта  - от рядовых работников до самых видных государственных деятелей. Вместо подробностей приведём в этой статье несколько редких или уникальных фотографий.

Валерий Николаевич ИЛЬИН,

профессор МАИ, доктор технических наук,

почетный работник высшего образования

  rudnev_k_n_vruchenie_geroja.jpg

 Вручение Золотой звезды Героя Социалистического Труда Константину Николаевичу Рудневу

na_torzh_zasedanii_v_kremle_13_apr1961.jpg  На торжественном заседании в Кремле 13 апреля в честь  полёта Ю. А. Гагарина. Рядом с Н. С. Хрущёвым М. В. Келдыш, К. Н. Руднев, В. Д. Калмыков.

posle_nagrazhdenijami_zvezdami_geroev_v_kremle_1961.jpg

После награждения звёздами Герой Социалистического Труда. В первом ряду Ф. Р. Козлов, Н. С Хрущёв, М. В. Келдыш, Л. И. Брежнев. Во втором ряду Д. Ф. Устинов, К. Н. Руднев, В. Д., Калмыков. Между ними .Секретарь Президиума Верховного Совета Георгадзе.  

 

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3

 

Наши друзья

    lad  

  РУССКИЙ ЛАД 

в "Правде Москвы"

      ПОЗДНЯКОВ

      ВЛАДИМИР

 
 

Ruslad Irkutsk1

“Русский лад”

KPRB
rusmir u 1

  НАША ПОЧТА 

    E-mail сайта:

ruladred@gmail.com

 rulad logo

E-mail Движения:

rus-lad@bk.ru