Русский Лад

«Революционный держите шаг!»

Blok slushajte revoljuciju

 

«Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!»

 

Эти слова, написанные А.А. Блоком в январе 1918 года поэме «Двенадцать», часто приходят на ум в преддверии 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Возможно, потому что именно наше поколение забыло об этом предупреждении и допустило временное поражение социализма и более четверти века не сделало ощутимых шагов к его возрождению. В этой поэме А.А. Блока есть ещё одно предупреждение, ведь не случайно он был приверженцем символизма, помните в ночи шагают двенадцать бойцов революции, но у них «В белом венчике из роз —         Впереди — Исус Христос». А ведь последний земной путь Иисуса Христа – путь на Голгофу, к месту своей гибели. Сам А.А. Блок не мог объяснить, почему поэму он закончил словами: «Впереди — Исус Христос». Возможно, он предполагал, что с утратой революционного шага – это дорога на Голгофу. А с другой стороны Иисус Христос символ духовности и забвение всечеловеческих духовных ценностей тоже приведёт к гибели нового строя. И здесь можно сказать, что Блок как в воду глядел. 

Духовная жизнь человека наряду с экономикой и политикой играет не менее важную роль в развитии общества, чем материальное положение. а в создании нового социалистического общества, возможно, первостепенную. Потому что необходимо «…воспитание людей, выведение человека, который сам, без подсказки властей и без насилия станет носителем новых общественных отношений» (А.А. Зиновьев «Русская трагедия. Гибель утопии», М., «Алгоритм», 2002 г., стр.61). И здесь надо вспомнить идеи В.И. Вернадского о переходе от привычного земного трёхмерного измерения к четырёхмерной космической системе координат – четырёхмерной, где четвёртой осью является «пространство-время», объединяющую материальный и духовный мир Космоса (В.С. Никитин «Мировоззренческая революция неизбежна, Псков, 2012 г., стр.20). В этой и ряде других своих работ он показывает, как И.В. Сталин, опираясь на духовные силы народа, в том числе и воскрешая уснувшие в далёком прошлом, смог мобилизовать его на построение фундамента социалистического общества и победу над захватчиками, как военными, так и нравственными. 

Да, Сталин постоянно «революционный держал шаг», уделяя большое внимание духовному и нравственному развитию социалистического общества, развитию советского человека, потому что видел жизнь «единой и неделимой», «выраженной в двух различных формах – материальной и идеальной» (И.В. Сталин «Анархизм или социализм?» Соч., Т. 1, М., ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1946. Стр. 383). Главными инструментами формирования мировоззрения нового человека он видел литературу и кино. Обычно считается, что возврат к истокам русского национального самосознания положило выступление И.В. Сталина на параде 7 ноября 1941 года. Но уже в начале 30-х годов были возвращены на «корабль современности», сброшенные с него троцкистами-космополитами, Пушкин и русская классическая литература, в историю, а на экраны кинотеатров явились выдающиеся государственные и общественные деятели, полководцы дореволюционной России.

В это время И.В. Сталин проводит в особняке М. Горького встречи с писателями, на которых обсуждаются вопросы развития советской литературы, как одной из важнейших сфер формирования социалистического, а значит революционного, сознания народов СССР. Он читает новинки литературы и способствует публикации третьего тома «Тихого Дона» М. Шолохова, «Дней Турбиных» М. Булгакова, которые пытались запретить ретивые ультрареволюционеры, обвиняя авторов в симпатиях белогвардейцам. И.В. Сталин полагал, что искажение истории, умаление классового противника расхолаживает революционера, чтобы побеждать надо знать сильные и слабые стороны врага. Чуть позже в годы мирного договора с Германией И.В. Сталин содействует публикации второй части «Падения Парижа» И. Эренбурга, в которой автор критически показывает немецких нацистов. Мир миром, но должен «бронепоезд стоять на запасном пути».

В предвоенные и военные годы печатаются сочинения древнерусских православных и русских философов-материалистов XIX века, потому что в них отражён «исторический опыт русского народа, его трудовые и боевые подвиги, беспримерная самоотверженность и героизм, его созидательное вдохновение в труде и в бою» (Н.М. Чуринов «О встрече И.В. Сталина с философами 23 декабря 1946 года / К истории холодной войны/» Теория и история №1(8) 2006 год).  

Да эти вечные нравственные ценности русского народа И.В. Сталин стремился сохранить и приумножить у советских людей, ибо в этом видел залог успехов революционных преобразований общества. И время подтвердило его правоту. За двадцать с небольшим лет в Советском Союзе был взращен новый человек, который в грозные годы Великой Отечественной войны смертью смерть поправ уничтожил нацистско-фашистскую чуму Западной Европы во главе с Германией. 

Война тяжёлым катком прошла по судьбе нашего Отечества, по судьбам советских людей, нанесла тяжелейшею морально-психологическую травму их сознанию. Миллионы людей жили на оккупированных территориях, десятки тысяч военнопленных и гражданских лиц было угнано в Германию и несомненно в их сознание были занесены бациллы мелкобуржуазной психологии, западных нравственных ценностей.  

И.В. Сталин хорошо знал настроения различных слоёв советского общества, его беспокоили проявления упадничества и пессимизма в художественной литературе, среди некоторых писателей, которых он считал инженерами человеческих душ. В 1946 году по просьбе А.А. Фадеева он встретился с представителями творческой интеллигенции и в своём выступлении сказал: «… сегодняшняя задача нашей творческой советской интеллигенции и состоит в том, чтобы в своих произведениях всесторонне показать этого простого, прекрасного советского человека, раскрыть и показать лучшие черты его характера. В этом сегодня и состоит генеральная линия в развитии литературы и искусства», а чуть дальше рекомендовал «… создавать таких литературных героев - борцов за коммунизм, на которых советским людям хотелось бы равняться, которым хотелось бы подражать» (И.В. Сталин. «Выступление на встрече с творческой интеллигенцией» Цит. по redov.ru›Политика›tom_16/p1.php). И.В. Сталин особо обратил внимание творческой интеллигенции, что им приходиться работать «… в условиях невиданного еще в истории размаха тайной войны, которую сегодня мировые империалистические круги развернули против нашей страны, в том числе в области литературы и искусства» (там же). 

В тот же год на встрече с философами И.В. Сталин обратился к русской классической философии, которая исповедовала и пропагандировала такие исконно русские добродетели: нестяжательство, соборность, народовластие, во главе с лучшими людьми, гармонию духовной и светской властей, укрепляющую национальное единение русского народа (особенно перед лицом внешней агрессии) и много веков служившую надёжным нравственным щитом против тлетворного влияную Запада. По мнению красноярского учёного Н.М. Чуринова, её положения И.В Сталин предполагал использовать в период «холодной войны» против проникновения западного умственного ига в умы советских людей. (Н.М. Чуринов, там же). 

На встрече с руководством Союза писателей в 1947 году, по свидетельству К.М. Симонова, И.В. Сталин обратил особое внимание на необходимость освещения в литературе темы советского патриотизма. К.М. Симонов пишет: «Если взять нашу среднюю интеллигенцию, научную интеллигенцию, профессоров, врачей, - сказал Сталин – у них недостаточно воспитано чувство советского патриотизма. У них неоправданное преклонение перед заграничной культурой. Всё чувствуют себя ещё несовершенными, не стопроцентными, привыкли считать себя на положении вечных учеников» (К.М. Симонов «Глазами человека моего поколения», М., изд. АПН, 1988 г. стр. 129).

Борьба с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом была объективной необходимостью и способствовала повышению социальной и политической активности советских людей, повышала национальную гордость народов Союза, способствовала быстрейшему восстановлению разрушенного войной народного хозяйства. 

Наряду с литературой и искусством И.В. Сталин важнейшей составной частью духовности народа считал язык, ибо Слово носитель народной мудрости, оно и зовёт на ратные и трудовые свершения, и успокаивает в горе. Поэтому он принял участие в дискуссии по вопросам языкознания, и ещё потому, чтобы показать партийным и советским руководителям, что «не хлебом единым жив человек». У человека есть духовный мир и его надо беречь, развивать и воспитывать в социалистическом духе. 

К сожалению, многие революционные шаги в формировании мировоззрения советских людей после смерти И.В. Сталина были преданы забвению, и в идеологии примат был отдан пропаганде материальных ценностей. В период хрущёвской «слякоти» в литературе и искусстве было вылито столько грязи на великую победу и трудовые успехи советского народа, что посеяло в умах людей сомнения в правоте дела социализма, усилилась пропаганда западных ценностей. Да «неугомонный враг не дремал», а тихой сапой подрывал нравственные устои социализма. «Хрущев нанес серьезный урон и в развитии мышления народа. Проведенная им реабилитация, отстраненных Сталиным от руководства западномыслящих деятелей со временем привела к их целенаправленной борьбе с русскостью в СССР, к разрыву победного сплава социалистической идеи с русским мировосприятием, сплачивающим народы Советского Союза в одну семью. В итоге началось вытеснение русскомыслящих кадров с руководящих постов в сфере науки, образования и культуры, принижение роли русского народа, ущемление его прав, укрощение его духовной энергии» (В.С. Никитин «Великий Октябрь как интеллектуальный прорыв в будущее, http://forum-ruslad.ru).

Сейчас как-то забыта попытка во второй половине 50-х годов прошлого столетия проведения реформы русского языка, которая к счастью не состоялась. Возможно о ней писал Ярослав Смеляков: «Владыки и те исчезали мгновенно и наверняка, когда невзначай посягали на русскую суть языка».

Хрущёва убрали, но остался его «засадный полк» - шестидесятники. Они неплохо поработали в последующие годы, ибо в советском обществе появилось не мало семеек: «Где наше хают и бранят,// Где с умилением глядят// На заграничные наклейки…//А сало… русское едят!» (С.В. Михалков «Две подруги» ttps://pritchi.ru/id_5495). Более того западнофильские настроения витали в святая святых Советского Союза – в идеологических отделах ЦК КПСС и КГБ. А.А. Зиновьев отмечал: «В кругах интеллектуалов, работавших в идеологических учреждениях, связанных с аппаратом ЦК КПСС и сотрудничавших с КГБ, стало модным утверждать, что Запад есть лучший из миров, когда-либо существовавший на планете…» («Русская трагедия (Гибель утопии)», М., Алгоритм, 2002 г., стр. 114). «В отделах пропаганды и культуры, в приемных секретарей ПБ звучало: "в стране чрезмерно раздули значение Победы", снова "аплодисментами встречают имя Сталина", "размахивают жупелом национализма", "оживают церковники", "недостаточно проявляется классовая природа общества", "расцвела патриархальность, тормозящая прогресс", "прикрывают патриотизмом национализм" требовалось осадить и наказать ретивых "гужеедов" (выражение Б. Полевого по поводу "патриотов")» (В.Н. Ганичев «Останавливая антиисторизм» portal-slovo.ru›История›35122.php). Как говорится, здесь комментарии излишни. Хотя почему?

Двойные стандарты в среде идеологических работников преобладали, вероятно, по всей вертикали, то есть люди, призванные агитировать и пропагандировать коммунистические идеалы, сами в них не верили. Теперь понятно становится, почему в КПРФ и других компартиях России бывших идеологов КПСС и преподавателей марксизма-ленинизма днём с огнём сыскать весьма и весьма сложно 

Вот такая идеологическая «трясина» в позднесоветское время привела к тому, что советская литература раскололась на прозападную либеральную и почвеническую патриотическую, причём при молчаливом попустительстве партийных органов либералы довлели над патриотами. 21 декабря 1977 года патриоты вызвали на открытый спор либералов и состоялась дискуссия «Классики и мы». Содержание её осталось неизвестным для широкой общественности, а напрасно. А ведь на ней из уст Юрия Селезнёва прозвучало грозное предупреждение: «Третья мировая война идет давно <…> Третья мировая война идет при помощи гораздо более страшного оружия, чем атомная, или водородная, или даже нейтронная бомба. <…> Третья мировая идеологическая война. И здесь мира не может быть, его никогда не было в этой борьбе <…> эта мировая война должна стать нашей Великой Отечественной войной — за наши души, за нашу совесть, за наше будущее…» («Москва», 1990, № 3).

 

Какие крамольные слова для партноменклатуры говорил Ю. Селезнёв. Ведь в их душах идеалом был не горьковский Сокол, а горьковский Уж: «Рождённый ползать - летать не может…», потому-то вместо борьбы с мелкобуржуазной индивидуалистической идеологией, которую проповедовали либералы-западники в своих произведения, партийные органы проводили в отношении их политику мирного сосуществования, то есть шли на уступки идеологическим противникам, отказывались от революционных идеалов.

 

И здесь на память приходит древнегреческая притча об ответе Сократа гетере Ламии, пообещавшей переманить к себе его учеников: «Вполне понятно: ведь ты ведешь их под гору порока, а я заставляю карабкаться на гору добродетели, а это слишком трудная дорога» (trismegistos1.livejournal.com›177589.html). Вот и в жизни: обеспечить личное благополучие за счёт других легче, чем совместно с другими членами общества обеспечивать достойную жизнь каждому, как этого предполагают нормы коллективистского и социалистического общества. В этом случае ради общего блага иногда приходится жертвовать личными интересами, а это не всем по нутру.

 

Человек принадлежит к миру животных, и многие инстинкты присущие животным у него врождённые, а вот нормы нравственности, морали, правила поведения ему прививаются воспитанием – это прописные истины. Но в позднесоветское время в школе и в большинстве семей ребёнку внушали разумное, доброе. вечное, а вот в литературе и кино прозападного толка ему предлагали другое, невольно начиналось раздвоение сознания и нередко врождённые инстинкты брали верх над приобретёнными. Прежде всего развивались инстинкты неумеренного потребления, которые хорошо соответствовали мещанской психологии. И постепенно, к концу 80-х годов прошлого столетия в советском обществе верх взяли мещане и потребители, революционные романтики оказались в меньшинстве. Поэтому можем смело полагать, что временное поражение социализма в СССР обусловлено, прежде всего, духовным кризисом советского общества.

 

Нынешнее российское общество ещё сильнее погружается в духовный и нравственный кризис. В нём «наступает диктатура материально-вещевого мира и полное истребление духовного» (А.А. Зиновьев, цит. по В.С. Никитину, там же, стр.31). Левой оппозиции это морально-психологическое состояние общества следует учитывать. Голыми призывами обывателя не разбудить. Вспомним, что почву для восприятия марксизма в России подготовила русская классическая литература. Думается и сегодня, прежде всего КПРФ, надо обратиться к лучшим творениям советских писателей, а начать с того, что 2018 год в честь 150-летнего юбилея Максима Горького (А.М. Пешкова) - основоположника пролетарской литературы, объявить его годом. Возрождение социалистического сознания у нашего народа – путь очень трудный и долгий.

 

Если известный тезис К. Маркса о постижении науки переформулировать к достижению социализма, то он будет звучать так: «К социализму нет широкой столбовой дороги и только тот достигнет его вершин, кто будет к нему идти сквозь звериный оскал империализма и лживые улыбки мелкой буржуазии, обогащая себя передовой теорией и не снижая накала классовой борьбы».

 

Иван Стефанович Бортников, г. Красноярск

 

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3

 

Наши друзья

    lad  

  РУССКИЙ ЛАД 

в "Правде Москвы"

      ПОЗДНЯКОВ

      ВЛАДИМИР

 
 

Ruslad Irkutsk1

“Русский лад”

KPRB
rusmir u 1

  НАША ПОЧТА 

    E-mail сайта:

ruladred@gmail.com

 rulad logo

E-mail Движения:

rus-lad@bk.ru