Русский Лад

"Золото колдуна" - ковбойщина в "русской" упаковке

Лидия Барова

zoloto koldunaНа днях прочитала по наводке знакомых фантастический роман «Золото колдуна», автор – Владимир Титов. Книжка новенькая, что называется, с пылу с жару: 2016 года выпуска. Вообще-то я не великая поклонница современной русской фантастики. Большинство книг этого жанра оставляют желать лучшего: слишком антинаучно, слишком топорный сюжет, слишком корявый язык, слишком наигранный (уж извините, если кого обидела!) патриотизм. Вон, в девяностые «русскоязычные» фантасты всё больше писали про крутых парней Джеков и их пышногрудых подружек Мэрилин, совершающих подвиги то на дальних планетах, то в хоббитских пустошах. А особо продвинутые и себе норовили выдумать англосаксонский псевдоним позаковыристее. Сейчас не то: все, как один, командируют своих героев то завоевывать Вашингтон, то бить фрицев, то громить крестоносцев, то втыкать бело-сине-красный флаг в развалины империи Альфа Центавра. Наверное, я плохо думаю о людях, но мне тут видятся не убеждения, а конъюнктура.

Что же касается романа Титова, то он произвёл на меня неоднозначное впечатление.

Вкратце расскажу о книге. Действие происходит в современной России, на рубеже прошедшего и нынешнего десятилетия. Четверо студентов – Настя, Надия (на самом деле просто Надя), Родион и Петр – на каникулах отправляются в поход к заброшенной усадьбе дворян Рудневых… в поисках запрятанного там клада. В течении первых четырех глав (примерно третьей части книги) ничего особо страшного не происходит. Закрадывается мысль, что вместо фантастических приключений нам подсунули ординарную молодежную прозу, но потом начинается цирк с конями и танец с саблями, и так до самого конца. Злополучное золото колдуна, вынесенное в заглавие, притягивает неприятности. Юных героев преследуют мстительные призраки, бандиты, подземные чудовища, снова бандиты и, конечно же, хозяин золота – «немертвый» колдун Руднев. Наконец, автору надоедает окунать персонажей из огня да в полымя, и он разрешает им опочить на лаврах – хотя в эпилоге делается откровенная заявка на продолжение.

Что понравилось, так это непредсказуемый сюжет. Не угадаешь, какую подлянку приготовил создатель своим персонажам через пару страниц (догонят? убегут? провалятся в преисподнюю? будут захвачены инопланетянами?) Интригует, черт побери!

Но есть одно весомое «но».

Автор с этаким демонстративно-почтительным вниманием относится к славянской старине. И «передал» такое отношение четверым центральным персонажам:

«…Вот такая вендетта, — с улыбкой закончила Надия.

— Ага. Не хуже, чем на Корсике. Только без красивых жестов, цветистых фраз и прочих понтов, — сказал Петро.

— Зато под музыку! — ответил Родион. — У нас отличные частушки под драку. «Я отчаянным родился и ничем не дорожу, если голову отрубят — я полено привяжу…»

— «Петроградская тюрьма — с поворотом лесенки, мы с товарищем сидели, распевали песенки», — поддержал его верный товарищ».

Все они истово русские, с подчеркнуто славянской внешностью, «скобаря» напевают.

И на таком контрасте особенно заметно, что роман-то – ну совершенно нерусский.

Не по языку, а по духу.

У нас как-то не принято ставить во главу угла наживу. Обратитесь к русским былинам, сказкам, сочинениям русских писателей «золотого века» (я уж не говорю о литераторах советского периода). Что заставляет наших героев пускаться в опасные странствия, терпеть тяготы и лишения, рисковать жизнью? Очень часто – защита Отчизны. Борьба за справедливость. Честь («пружина чести – наш кумир»). Спасение возлюбленных. Возмездие врагам. Научный интерес, как у Арсеньева. Стремление создать красоту неописаную, как у Бажова.

А вот погоня за богатством ради богатства осуждалась. А пуще того высмеивалась тяга к волшебному скоробогачеству. Нет у нас культа лихих гангстеров и удачливых кладоискателей. Вот почему и в былинах безымянных сказителей, и в сочинениях прославленных мастеров слова любители «нетрудовых доходов» терпят заслуженное фиаско. И, если с Ванькой Сочнем из сказа Бажова «Сочневы камешки» и с Остапом Бендером судьба обошлась в меру сурово, то пушкинский Герман за страсть к наживе поплатился рассудком…

Эту традицию сберегли и современные русские (не «русскоязычные») писатели. Можете ли вы вообразить Волкодава из книг Марии Семеновой, грабящего королевскую сокровищницу на пару с сексапильной амазонкой-воровкой? Или прилепинского Саньку, который «берет кассу», чтобы лихо прогулять «хабар» с доступными девицами?

Наши люди обладают иммунитетом против чар «золотого тельца». Наверное, поэтому никакие блокады и санкции никогда не могли нас сломить, к великому огорчению наших западных «партнеров».

А герои Титова отправляются в путешествие не затем, чтобы отыскать и исследовать загадочную затерянную в лесах усадьбу, а за золотом. Ничто другое их особо не интересует. Дорвавшись до «золота колдуна», они будут равнодушно переступать через трупы своих случайных помощников и без колебаний «убирать» тех, кто покусится на их добычу.

Кому-то покажется нереалистичным превращение интеллигентных мальчиков и девочек в хладнокровных убийц, но здесь-то я не вижу ничего фантастического. «Эти четверо, особенно девицы, казались… не совсем людьми. Они напоминали толкиеновских эльфов — красивые, бесстрастные и безжалостные». Тоже очень важный маркер: записной русофоб Толкиен отождествлял русских с грязными и дикими орками, а «просвещенный Запад» изобразил в своей знаменитой трилогии прекрасными эльфами.

Вот очень характерный, показательный эпизод. Нежданно-негаданно героям посчастливилось открыть новый вид животных – хищных динозавров, живущих в наше время. Открытие сулит переворот в науке, а юным путешественникам – славу первооткрывателей. Но для этого надо захватить с собой хотя бы череп загадочного существа, чтобы было что предъявить ученому сообществу. А тогда придется поступиться трофейным золотишком. Для героев Ивана Ефремова, или Кира Булычева, или ранних Стругацких, которые еще не успели «демократизироваться», выбор был бы однозначен. Как можно думать о побрякушках, когда мы на пороге открытия!

Нетрудно догадаться, какой выбор делают «эльфы» из сочинения господина Титова. Прямо противоположный.

Это чистой воды ковбойщина. Юные супермены со своими суперменками готовы на все «за пригоршню долларов». Они фанатично верны «бренду», то есть банде. Но при этом полностью равнодушны ко всему, что не сулит поживы.

Это вестерн, непонятно зачем перенесенный на русскую почву.

В свое время приговор романтике западного образца вынес наш замечательный писатель Валентин Иванов. Вот что он писал в эпилоге «Повестей древних лет»:

«Повествование об их действиях как будто бы интересно: сражения, стычки, похищения, зубчатые стены, высокие башни и тайные подземелья, поединки, турниры, богатые невесты… цепкое мужество при защите своего имущества, злобно-веселый героизм при грабеже чужого… И вместе с тем такое повествование скучно».

Скучно или нет – это уже дело вкуса. Кто-то и «Черным квадратом» восторгается. Но в целом мое мнение такое: роман получился очень уж нерусский.

 

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3

 

Наши друзья

    lad  

  РУССКИЙ ЛАД 

в "Правде Москвы"

      ПОЗДНЯКОВ

      ВЛАДИМИР

 
 

Ruslad Irkutsk1

“Русский лад”

KPRB
rusmir u 1

  НАША ПОЧТА 

    E-mail сайта:

ruladred@gmail.com

 rulad logo

E-mail Движения:

rus-lad@bk.ru